В процессе совершения чинопоследования Крещения человек, приступающий к Таинству, отрекается от диавола и исповедует свою веру. При этом он произносит главную молитву, определяющую эту веру. Она называется «Символ веры». Эта молитва была принята еще на 1 и 2 Вселенских соборах в 325 и 381 годах, соответственно. Она полностью очерчивает границы веры человека: в Бога – Троицу, в Святую Церковь, в Крещение, совершаемое один раз в жизни, в воскресение мертвых, в вечную жизнь.
СИМВОЛ ВЕРЫ
По-церковнославянски |
По-русски |
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. | И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Которым все сотворено. |
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. | Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. |
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. | И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, |
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. | И воскресшего в третий день, согласно Писаниям. |
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. | И взошедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца. |
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. | И вновь грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца. |
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. |
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. |
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. | Признаю одно крещение для прощения грехов. |
11. Чаю воскресения мертвых, | Ожидаю воскресения мертвых, |
12. и жизни будущаго века. Аминь. | И жизни будущего века. Аминь. |
Еще одной молитвой, которая определяет образ жизни православного христианина, является Господня молитва – Отче наш.
Молитва Господня
По-церковнославянски
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
По-русски
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Как правило, каждый верующий человек этой молитвой начинает и заканчивает каждый день своей жизни. Поэтому еще до Крещения полезно начать обращаться к Богу словами этой молитвы.
Чтобы не впадать в грех верующий человек призван соотносить свою жизнь с духовно-нравственным законом. Если его не исполнять, то происходит деградация души и ее смерть. Известные из Ветхого Завета десять заповедей даны были людям, чтобы они удерживались от зла. И человек, принимающий Крещение, приносит покаяние именно по этим заповедям. С пришествием же в мир Спасителя – Иисуса Христа ветхозаветные заповеди были им дополнены Заповедями блаженства. Эти заповеди определяют душевные расположения христианина, и призваны приближать его к Богу и обретать святость.
(75)