Условия принятия Таинства Крещения

Необходимыми условиями для принятия Таинства Крещения являются сознательная вера и покаяние. Кающийся человек сознает свои грехи и понимает, какую великую милость являет ему Бог в Таинстве Крещения, прощая все беззакония, все грехи, совершенные ранее. Вера нужна для осознания того, что только Христос может освободить тебя от грехов, ибо Христос взял на Себя грехи всего мира, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Для всякого христианина Христос должен стать центром, средоточием всей его жизни, и любое уклонение от этого центра он должен переживать как грех, измену Христу, нарушение обета верности Ему, данного при Крещении.

Принятие Крещения без веры и покаяния может послужить человеку в осуждение, поскольку «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Креститься нужно для того, чтобы стать христианином, получить познание истины, прощение грехов и вечную жизнь после смерти, любые другие мотивы принятия этого Таинства («чтобы быть русским», «чтобы Бог помогал», «потому что все крещенные», «чтобы был ангел-хранитель» и т.п.) недопустимы. Согласно правилам Православной Церкви Крещение должно предваряться периодом подготовки, то есть оглашения – наставления в христианском вероучении и христианской нравственности. В это время готовящийся к Крещению знакомится с основами христианской веры и жизни. Кто есть Иисус Христос, что такое христианство, зачем нужна Церковь, что значит быть христианином, что такое вера, как жить по вере и т.д.? Вот, тот далеко не полный перечень вопросов, который необходимо разрешить приступающему к крещению.

К Крещению нужно готовиться также молитвой и воздержанной жизнью, посещать храмовые богослужения и стараться начинать еще до Крещения жить христианской жизнью. Крещение детей совершается по вере их родителей. При этом родители должны осознавать, что берут на себя обязанность впоследствии научить детей вере. Поэтому при Крещении детей бремя подготовки к Таинству берут на себя родители.

Уже при самом принятии Святого Крещения в человеке совершаются перемены: он освобождается от власти первородного повреждения человеческой природы, и насилие диавола изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом и остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен над грехом и способен его не допустить в свое сердце.

(80)